Важным сюжетом советских плакатов была победа над разного рода врагами, с которыми велась главная борьба в тот или иной период. К ним нужно было вызвать ненависть рабоче-крестьянского класса. Образы врагов коммунизма на плакатах и транспарантах были персонифицированы в неприятных или смешных людей. Врагами в разное время становились царь, меньшевики, казаки, солдаты и генералы белой гвардии, иностранные наемники, капиталисты, которые финансировали белое движение, священники, пьяницы, лодыри, лентяи, «кулаки», «троцкисты», шпионы и прочие «вредители». В образе главного идеологического врага, «буржуя», обычно выступал хорошо одетый толстяк в цилиндре со злым лицом и мешками золота. Иногда цилиндр сменял котелок, а в качестве аксессуара прилагалась сигара.
Вспомним, как у Рыбакова в «Кортике» описывался один из плакатов первых лет советской власти:
«К стенам вагона прибиты плакаты. Миша принялся объяснять Генке, что на них
нарисовано:
- Вот царь, видишь: корона, мантия и нос красный. Этот, в белой рубахе, с нагайкой, - урядник. А вот эта змея с тремя головами - это Деникин, Колчак и Юденич.
- А это кто? - Генка ткнул пальцем в плакат.
На нем был изображен толстяк в черном цилиндре, с отвисшим животом и хищным, крючковатым носом.
Толстяк сидел на мешке с золотом. С его пальцев с длинными ногтями стекала кровь.
- Буржуй, - ответил Миша. - На деньгах сидит. Думает всех за деньги купить.
- А почему написано "Антанта"?
- Это все равно. Антанта - это союз всех буржуев мирового капитала против Советской власти. Понял? - Понял... - неуверенно проговорил Генка. - А почему здесь написано "Интернационал"? - Он показал на прибитый к вагону большой фанерный щит.
На щите был нарисован земной шар, опутанный цепями, и мускулистый рабочий разбивал эти цепи тяжелым молотом.
- Это Интернационал - союз всех рабочих мирового пролетариата, - ответил Миша. - Рабочий, - он показал на рисунок, - это и есть Интернационал. А цепи - Антанта. И когда цепи разобьют, то во всем мире наступит власть рабочих и никаких буржуев больше не будет».
Все главные буржуины и враги советской власти носили цилиндры. Кукрыниксам ничего не надо было придумывать, стереотип сложился задолго до их «рождения». Больше того, цилиндр и фрак как признак капиталиста появились на политических карикатурах в России еще до октябрьской революции. Например, на шуточных открытках художника В.А. Табурина, вышедших в 1917 году:
Как видим, до революции отличия капиталиста от буржуя имели значение. Капиталист во фраке, в цилиндре и с дорогой сигарой – это, несомненно, олигарх, владелец крупных капиталов. Буржуй в костюме с сигаретой тоже богатый человек, но состояние у него на порядок меньше, чем у капиталиста. Революция уравняла их обоих и превратила в противного толстого главного буржуина.